Боевые рефлексы
Фредерик Ловрет
Рон Шиллингфорд
Любой тренировкой определённой техники мы добиваемся выработки «стереотипа поведения», т.е. автоматического выполнения какого-то действия на какие-то действия противника. В общих чертах говоря мы вырабатываем «реакцию на нападение». Причём, для того чтобы эта реакция был своевременной, она должна быть закреплена на уровне рефлексов.
Что такое рефлекс? Это ответная реакция организма при участии центральной нервной системы на какой-то раздражитель.
Какие бывают рефлексы? Условные и безусловные.
Безусловные рефлексы, это то, что дано нам от рождения: мало в лёгких кислорода — зевнул, посветили в глаза фонариком — зрачок сузился и т.п. Это простые безусловные рефлексы. Помимо них есть ещё и сложные, которые ещё называют инстинктами (инстинкт самосохранения, половой инстинкт и т.д.). Основное отличие простых от сложных безусловных рефлексов состоит в том, что сложные состоят из цепочки простых.
Но нас в большей степени интересует то, что инстинкт — это приспособление к строго определённым условиям и они (инстинкты) всегда усложняются в результате приобретённого опыта, т.е. под воздействием условных рефлексов.
Что такое условный рефлекс? Это ответные действия организма на раздражитель, выработанный при определённых условиях. При этом сам по себе условный рефлекс по своему характеру временный, он может угасать, если меняются условия либо этот рефлекс не поддерживается.
То есть, занимаясь единоборствами, боевыми искусствами, прикладным рукопашным боем и т.п., мы формируем условный рефлекс, который начинает сочетаться с нашим инстинктом самосохранения. Опять же, по-научному, мы развиваем в себе активно-оборонительную реакцию, и подавляем пассивно-оборонительную «убежать для того, чтобы выжить», т.е. меняем приоритеты.
Так вот всеми этими упражнениями мы добиваемся появления у нас навыка, т.е. определённого автоматического действия, появившегося в результате длительного повторения в ответ на определённый раздражитель. И этот навык состоит из нескольких условных рефлексов. Например, открылась у противника челюсть — ты туда ударил (1-й условный рефлекс), при этом ты второй рукой прикрываешь голову чтобы противник тебя не ударил (2-й условный рефлекс), пробил и сразу же выскочил на дистанцию, чтобы не вязаться в борьбу (3-й условный рефлекс) и т.д.
Существуют правила выработки этих самых условных рефлексов:
1. Наличие двух раздражителей: условного (команда инструктора, его указания, первоначальное знание действий партнёра) и безусловного (гамма неприятных ощущений от удара);
2. Выработка условного основывается на сильном безусловном (т.е. должен присутствовать как удар, так и контакт, а не демонстрация);
3. Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный (т.е. именно бьём, а не «подаём» руку или ногу чтобы её ломали в своё удовольствие);
4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный применяется через 1-2 секунды после условного (отсюда и отработка реакция на двойку, а не одиночный удар, первый удар мы «кидаем», второй бьём);
5. Раздражители (условный и безусловный) должны применяться многократно (минимальный базовый комплекс с регулярной его отработкой и постепенным наслаиванием дополнительных элементов, помогающих решению возникающих задач, соответственно и регулярность тренировок);
6. В первое время отсутствие посторонних раздражителей (т.е. тренирующейся в углу старшей группы, бродящих по залу в «свободном поиске» инструкторов, пытающихся выработать «реакцию на внезапное нападение», всему своё время);
7. Занимающийся должен быть здоров и т.д. (у больного человека рефлексы не вырабатываются, организм другим занят);
8. Инструктора должны проводить тренировки без чрезмерного психологического давления (опять же, образование рефлексов тормозиться защитными реакциями психики).
Кстати, всё же не стоит доводить «гамму болевых ошущений» на тренировке до абсурда, т.е. нокаутов от ударов и переломов от болевых. Любое черезмерное давление вызывает исключительно защитное торможение психики, т.е. человек просто зажимается и отказывается вообще что-либо воспринимать и выполнять.
Другой нюанс тут: каждое задание инструктора должно иметь чётко сформулированную задачу и ситуацию (если мы говорим не о спорте, т.е. «спарринге ради спарринга»), плюс наличие реалистичной угрозы, а не витруальных «а если так? …а если вот так?»
То есть вывод получается следующим: любая отработка, даже если она и начинается медленно, должна заканчиваться на реальной скорости и с достаточными болевыми ощущениями. При этом, начавшись с чёткой и конкретной задачи делать то-то и то-то на вот это и вот это, в конечном итоге всё должно сводиться к спарринговой отработке, т.е. то же задание, но в свободном исполнении, а не обусловленном шагами или направлением.
(с)Евгений Углач